ГБСКОУ АО "Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад "Верботон"
Анализ учебно-воспитательной работы за 2012
— 2013 учебный год.
В истекшем 2012 — 2013 учебном году коллектив учреждения работал над
реализацией проблемы «Развитие творческой речевой активности детей с ОВЗ».
При рассматриваемой задаче
в течение года была проведена
целенаправленная плодотворная работа. В учебном году были расширены
теоретические знания и практические умения педагогов в общих вопросах развития
речи детей. Обобщен опыт работы музыкального руководителя Т.В.Заломовой по теме:
«Народные праздники, как средства формирования художественно-речевого развития
детей», а также учителя-логопеда Г.В.Почепко по теме: «Использование на
занятиях алгоритмов по русским народным сказкам, как средство формирования
художественно-речевого развития детей». Рассмотрены формы работы по развитию
связанной речи дошкольников с ОВЗ, даны рекомендации педагогам по использованию
современных педагогических технологий по речевому развитию детей с нарушением
слуха, РДА, ТНР. С целью максимальной эффективности решения данной задачи был
оформлен стенд по теме: «Художественно-речевое развитие детей с ОВЗ» в
методическом кабинете, где представлены воспитателями дидактические игры,
учителями разработаны аудиовизуальные
курсы (АВК) по русским народным сказкам (в соответствие с программными
требованиями). В группах систематизирован методический материал: атрибуты к
сюжетно-ролевым играм, народным сказкам; иллюстративные и художественные
пособия. Творчески оформлены уголки для самостоятельного чтения и ознакомления с
детской книгой.
Педагогический совет
«Художественно-речевое развитие детей с ОВЗ» признал успешной работу
коллектива в данном направлении. Проводится творческая работа над повышением
уровня речевой активности, обогащением словарного запаса детей. Педагоги
подбирают наиболее эффективные методы, приемы, средства для мотивации наших
воспитанников к речевой активности.
Специально выстроенная педагогическая среда
в учреждении обеспечивает
продуктивность социокультурной компенсации ребенка с ОВЗ. В результате
согласованного творческого взаимодействия учителей-дефектологов, воспитателей,
родителей у наших воспитанников формируются представления об окружающем мире,
обогащается активный и пассивный словарь.
Творческая группа в составе: Л.А.Сизовой,
О.А.Попковой, Н.Р.Утемишевой, Ю.А.Пустохайловой, привлекая родителей к
совместной деятельности, организовала конкурсы прикладного творчества и
изобразительного искусства: «Кукла
маминого детства», «Новогодняя сказка», «Подарок для папы» и другие. Активные
воспитатели О.А.Попкова и Н.Р.Утемишева приобрели и творчески оформили стенд
«Мир глазами детей» по разным темам: «Зимушка зима», «День победы»,
«Здравствуй, лето» и другие. Совместное творчество дает нашим детям
эмоциональную поддержку, чувство любви и защищенности.
В соответствии с
реформой образования и
современными педагогическими установками в учреждении активно
осмысливаются и реализуются инновации.
Открытые занятия, проведенные на областном семинаре по теме «Организация
интегрированного образования для детей с ОВЗ, детей-инвалидов: проблемы и
перспективы» педагогами-дефектологами Т.Г.Голубевой, В.И.Богачевой,
Л.Р.Мельниковой, показали возможность организации инклюзивного образования для
детей с диагнозом РДА в условиях школы-детский сад «Верботон».
Проведенный к педсовету
по теме: «Развитие элементарных математических
представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ через разнообразные формы
работы» анализ анкет педагогов показал, что обучающие средства, игры,
упражнения, используемые на занятиях и в свободное время на различных этапах
обучения, направлены на логико-математическое развитие детей с ОВЗ дошкольного
возраста. С этой целью педагоги используют инновационные методики и программы
под редакцией Л.Г.Петерсона, Н.В.Нищевой, М.А.Пушкаревой, И.А.Помараевой. С
первого года обучения на занятиях по изодеятельности воспитатели уделяют особое
внимание развитию у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь.
Педагоги С.С.Мартемьянова, Е.Б.Лаврова, О.Н.Бугреева, Б.А.Доскалиева талантливо
включают каждого ребенка с проблемами слуха в самостоятельную творческую
деятельность.
Гульнара Имсуровна Дорощук на открытом занятии с Темирхановым Сашей
показала возможность индивидуального подхода в процессе гендерного воспитания и
обучении ребенка с диагнозом РДА. Включив мальчика в совместную деятельность по
изготовлению игрушки, воспитатель выстроил доверительные отношения, добившись
психологического комфорта для ребенка.
В результате проводимой работы, обмена опытом, педагоги нашего
учреждения обеспечены знаниями, навыками, ценностными ориентирами для
профессиональной компетентности. Методические объединения учителей и
воспитателей были направлены:
1.
на
совершенствование всех форм педагогической деятельности, обеспечение высокого
качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ;
2.
повышение
педагогической культуры, профессиональных умений, творческого мастерства
педагогов.
Работа
объединений строилась в соответствии с планом учебно-воспитательной
работы учреждения. Все заседания, проводимые в течении года, включали в себя
теоретическую и практическую части. Активное участие педагогов в работе
методических объединений дает положительные результаты в повышении
личностно-профессиональной компетенции.
В целях повышения профессионального уровня обеспечение нового качества
образования педагоги Н.Р.Утемишева,
Т.М.Лошкарева, О.Н.Бугреева, Т.И.Чичкова были направлены на курсы в АИПКП, где
им были представлены современные методики и новые технологии в работе
дефектолога и воспитателя ДОУ для детей с ОВЗ.
В перспективе деятельности методических объединений на 2013 — 2014
учебный год необходимо активизировать принцип приемственности:
- взаимопосещение
занятий по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом
достигнутых результатов является основным направлением деятельности
методических объединений, что отражено в положении о методических объединениях
учителей и воспитателей;
- необходимо
увеличить количество открытых занятий, проводимых опытными специалистами.
Ориентированность педагогов на идеи
педагогики сотрудничества перспективная задача педколлектива на следующий
учебный год.
В течении учебного года осуществлялось взаимодействие ПМПК и ЦПМПК. В
контексте смысловой ориентации данного взаимодействия лежит совершенствование
работы педагогического коллектива по подготовке детей к школе.
На последнем заседании (19.04.2013г.) ЦПМПК отметила:
-
хорошее
познавательно-речевое развитие детей с проблемами слуха, РДА, ТНР в условиях
нашего учреждения;
-
эффективное
формирование у детей 7 — 8-ми лет всех видов школьной готовности.
СПРАВКА
В образовательные учреждения г.
Астрахани направлены 14 детей, из них:
СКОУ I вида, 1-ый класс — 2 ребенка;
СКОУ II вида, 1-ый класс — 6 детей;
СКОУ VII вида, 1-ый класс — 3 ребенка;
СКОУ VIII вида, 1-ый класс — 2 ребенка;
ГБУ «Реабилитационный центр» на
индивидуальное обучение — 1 ребенок.
Подводя итоги, можно отметить, что задачи, которые были поставлены
коллективом, в основном выполнены. Коррекционно-воспитательно-образовательная
среда нашего учреждения позволяет ребенку с ОВЗ проявлять свои способности не
только на занятиях, но и в свободной деятельности, способствует всестороннему
гармоничному развитию личности ребенка.
В новом учебном году педагогическому коллективу предстоит работать в
следующих направлениях:
1.
экспериментальная
деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира;
2.
сюжетно-ролевая
игра как средство развития связанной речи в коррекционной работе с детьми с
ОВЗ;
3.
нравственно-трудовое
воспитание в ДОУ.